Психологические тренинги
Что же такое тренинг? Свое происхождение тренинг ведет из групповых направлений клинической психотерапии, поэтому в тренинге используются разные методы групповой психотерапии и психокоррекции.
Психоаналитическим лечением в группах занимались такие ученики и последователи З. Фрейда, как А. Адлер (в отличие от своего учителя считал очень важным социальное развитие личности), А. Вольф, Т. Барроу, П. Шильдер, Л. Уэндер .
К. Левин, автор «теории поля», которая помогла дать развитие представлениям о групповой динамике и раскрыть другие феномены группы, считал, что людей, собранных в группу, легче изменить, чем каждого в отдельности.
Все существующие ныне тренинги и направления групповой психотерапии возникли на базе основных направлений психологии. Возникновение и развитие тренинга было бы невозможно без психоанализа, гуманистической психологии, гештальт-психологии, бихевиоризма («тренинг умений», поведенческие модели обучения).
Групповые формы психологической работы не сразу завоевали всеобщее признание. Академическая наука ориентировалась на фундаментальные исследования, казавшиеся тогда более важными и игнорировала те исследования, которые касались групповой психологической работы.
В начале 20 века в советскую психологию стали просачиваться идеи многих зарубежных психологов, исследователей и многие наши психологи, заинтересованные групповыми методами работы, пытались применить их на практике, например, в работе с детьми. Но, так как вскоре в Советском Союзе психология как наука была признана вредной и была запрещена совсем, то групповые методы не смогли получить своего развития в полной мере.
Психологический тренинг как понятие
Работа в тренинге не связана с лечением, как в групповой психотерапии, она направлена на оказание психологической помощи участникам группы, на формирование навыков, с помощью которых личность будет способна к саморазвитию. Итак, социально-психологический тренинг – это одна из областей практической психологии, позволяющая использовать активные методы работы психологических групп с целью развития компетентности в общении.