Характер и типы темпераментов
Известные психологические модели
Ниже приведены типы характеров с точки зрения талантливых психологов Карла Юнга, Карла Леонгарда, Андрея Личко.
Типология характера Карла Юнга
К. Юнг создал две определяющие шкалы, ко которым классифицировал характер и свойства темперамента: экстраверт и интроверт. Экстраверт – человек, поглощенный жизнью вовне, обращенный во внешний мир, интроверт – наоборот, тот, кто поглощен анализом внутреннего мира.
Экстравертность включает в себя несколько подтипов: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный.
Мыслительный тип
Юнг считал, что если жизнь человека управляется с помощью рефлексии, а действия основаны на интеллектуально осмысленных мотивах, то можно говорить о мыслительном типе.
В экстравертном мышлении любое суждение строится на основе информации, получаемой из внешней среды, благодаря традициям или образованию. В своей жизни такой человек руководствуется объективными фактами или общезначимым идеям.
Юнг полагал, что представители этого психологического типа могут стать государственными деятелями, академиками, руководителями, т.к. они превосходно проявляют себя в организации того или иного дела. У них хорошее чувство реальности, они способны внести ясность в эмоциональные ситуации.
В худшем случае, представитель этого психологического типа может быть религиозным фанатиком или человеком, не терпящим иного мнения, кроме своего, заковавшим себя в оковы правил и кодексов.
Ощущающий тип
Этот психологическому типу важны объекты и ситуации, благодаря которым он будет испытывать самые сильные ощущения. Самое важное - ощущения, и то, что их вызывает, такой объект или вещь, или ситуация, будет для человека значимой. И разумное определение подходящего или не подходящего человеку не работает. Эти люди нетерпеливы, непонятна и далека от них абстрактная реальность, зато их не напрягает бытовая жизнь, с её мелочами и деталями. Прекрасно ориентируются в незнакомом пространстве, пунктуальны, никогда ничего не теряют и не забывают, следят за модой, принимают гостей за хорошо накрытым столом. Этот психологический тип хочет наслаждения жизнью.
Но он может стать легко уязвимым, если не будет осязать реальность, для него опасно всё, что нельзя увидеть и услышать, понюхать и потрогать. Все, что приходит изнутри, а не извне, пугает.
Чувствующий тип
Чувствующий тип формируется под воздействием традиционных общепринятых ценностей. Он заинтересован в поддержке окружающего общества. Определенный объект может вызвать восхищение у такого человека не под влиянием субъективной оценки, а исходя из того, насколько она нравится по своим объективным показателям большинству. Это очень добродушный человек, легко приобретающий друзей, готовый на жертвы ради других. Для человека этого типа важно не дать себя поглотить общепринятым стандартам и сохранить собственное индивидуальное Я.
Интуитивный тип
У этого экстравертного типа интуиция направлена на события и других людей, он может предвосхищать события, которых еще не было. Доминирование интуиции предполагает, что ощущение, например, сознанию человека почти не доступно, а мышление и чувство отходят на второй план.
Если человеку этого типа показать пустое нежилое помещение, то он с легкостью представит его уже обжитым, с мебелью и ремонтом. Его способности позволяют ему быть успешным в тех профессиях, где ценится способность видеть наперёд. Например, директор промышленного предприятия, аналитик, в организациях, связанных с изобретательской деятельностью.
В шкале Интравертности Юнгом были выделены виды психологических характеров и темпераментов, названные им так же, как и типы в Экстраверсии. Посмотрим, чем они отличаются.
Мыслительный тип
Мышление такого человека подчинено субъективным факторам. Интровертный мыслительный тип не зависит от традиционных общепринятых догм, его мышлению вообще ничего нельзя навязать извне. Это мышление нацелено на прояснение идеи, и уж потом, возможно, на ее практическое применение, мышление теоретика.
Люди этого типа рассеянны, забывчивы, не знают, как выразить свои чувства – симпатию, любовь.
Чувствующий тип
Человек в футляре, с чувствами и эмоциями, сокрытыми глубоко внутри. Способен влюбиться в выдуманный образ, в фантазию, которой не существует в реальности.
Это люди молчаливые и с ними не легко общаться. Они практически не обсуждают свои чувства и всю жизнь могут посвятить поиску идеала. Они не морализаторы, но хотят соответствовать тем этическим ценностям, которые в них видны невооружённым глазом. У них нет цели блистать в обществе, они независимы и самостоятельны, неуютно себя чувствуют при большом количестве людей, например, на вечеринках.
Ощущающий тип
Обладает высокой физической чувствительностью и к объектам и к другим людям, обращают внимание в этом смысле на малейшую деталь, погружаются в прочувствование прикосновений, вкуса и запаха. С виду никто не заподозрит, какие глубокие реакции происходят внутри такого человека, а он замечает всё в другом – манеру, походку, цвет волос, выражение лица. Человек этого типа может быть писателем, тогда в его произведениях будет подробно описана обстановка, в которой происходит действие, люди, которые участвуют в сцене. Среди такого типа может быть и художник-импрессионист, который переводит на полотно свои чувства, ощущения и впечатления от увиденного пейзажа, человека, атмосферу увиденного им места.
Интуитивный тип
Это люди, способные предвидеть будущее, это и пророки, и поэты, и художники, шаманы, не способные руководствоваться объективностью в отношении самих себя, других людей и их поступков. Человек интуитивный может потерять себя в своих фантазиях, сам, без помощи других он не может довести начатое им дело до конца. Неприспособлен к быту и реальной жизни. Может не прийти на встречу, потому что забыл. Может потеряться в незнакомом пространстве, на столе у такого человека так называемый творческий беспорядок, где невозможно ничего найти.
Карл Леонгард считал, что все люди обладают своими ярко выраженными чертами характера, что и определяет весь характер человека, и, в общем, его судьбу. Такие черты характера он назвал акцентуированными, или акцентуациями, это понятие и по сей день часто применяется в психологии. Леонгард создал свою методику психологического тестирования по определению акцентуаций характера.
Он выделил демонстративную (или истерическую) акцентуацию, педантическую, застревающую, возбудимую, гипертимическую, дистимическую, циклотимическую (аффективно-лабильный темперамент), аффективно-экзальтированную, тревожную, эмотивную.
Еще Зигмунд Фрейд ввёл в психологию термин вытеснение. Вытеснение является главным отличием демонстративной акцентуации.
Люди с демонстративной (или истерической) акцентуацией -
способны убедить любого в своей правдивости. Они трансформируют ложь внутри себя и выдают её как правду вовне. Демонстративная личность вытесняет из памяти событие, а, когда возникнет необходимость, вспоминает его, достаёт как книгу с нужной полки.
Демонстративный человек нуждается в признании, он жаждет выдвинуться, быть впереди всех. Он тщеславен, склонен к самовосхвалению, отчаянно привлекает к себе внимание других. С детства истероидная личность любит повышенный интерес к себе, принимает его без смущения и неловкости, и даже если это внимание имеет негативную окраску, истерик не обратит на это внимания, лишь бы быть в центре внимания. Среди истерических личностей очень большой процент мнимо тяжело больных. Они, смакуя подробности, рассказывают о своих муках, которые они испытывают, тяжёлой доле и жизни, с удовольствием играя эти представления, где переплетаются и сочувствие к самому себе и самовосхваление.
Истерики любят хитрить, но получается у них это очень по-детски, их ложь легко разоблачить, как и ребёнка, который лжёт, не продумывая тщательно план своей лжи.
В силу всего вышеуказанного, демонстративные личности очень успешно работают в сфере обслуживания и особенно в продажах. Демонстративно-истероидная личность обладает даром расположить к себе, легко подстраивается под любого человека со сложным характером.
Педантическая личность -
в отличие от демонстративной, никогда не принимает быстрых решений, прокручивая в голове все возможные варианты, никак не может выбрать окончательное решение вопроса, это касается и его профессиональной деятельности. Часто работает сверхурочно, уходя с работы проверяет и перепроверяет все тысячу раз, все ли предметы на месте, все ли ящики закрыты, он находится всё время в состоянии беспокойства, особенно если его работа ответственна. Педанты (а в особенности ананкасты) очень нерешительны, часто страдают неврозами, в основном ипохондрическими. Они подвержены сомнениям, навязчивым страхам опасного заболевания.
В быту, как и на работе, складывается похожая ситуация. Многократные проверки, нет ли утечки газа, выключен ли свет и бытовые приборы, закрыта ли дверь, если он уходит из дома, доводят педанта до полного бессилия.
Безусловно, есть свои преимущества и в этой акцентуации. Педант стремится к основательности, четкости, в профессиональной деятельности добросовестен. Руководитель всегда доверит ему работу, которая требует особой внимательности и точности. Педанты не склонны менять место работы, они осознают свой долг перед руководством, коллективом, может всю жизнь работать в одной и той же фирме.
Педантической личности присуща забота о собственном здоровье, отказ от курения, умеренное употребление алкогольных напитков. Но есть и обратная сторона – чересчур интересуясь собственным здоровьем, личность может впасть в ипохондрический невроз, например, страдать кардиофобией – болезненной мнительностью на предмет заболеваний сердца, или нозофобией – мнительности, связанной с опасностью заболеть чем-то страшным и неизлечимым.
Застревающая личность –
в буквальном смысле слова застревает на тех негативных событиях, которые с ней произошли. Любое состояние аффекта, будь то гнев, страх, боль, проходит, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, но у личности с застревающей акцентуацией ситуация иная, все переживания, оставшиеся от обиды, гнева, страха, остаются надолго, и как только мысль возвращается к пережитым событиям, стрессовые эмоции вспыхивают с новой силой. Аффект у такой личности держится долго, несмотря на то, что причина этих переживаний давно отсутствует.
Аффект застревающей личности является ответом на задетые гордость и самолюбие. В народе их часто называют сильно обидчивыми, а также считают злопамятными и мстительными. Этой акцентуации свойственны также повышенное самомнение, самонадеянность, честолюбие, подозрительность, ревность. Застревающие личности особенно в юные годы достигают общественных успехов, в учебе, спорте, пока они ищут удовлетворения своих честолюбивых замыслов, с возрастом превзойти других им уже не так легко.
Возбудимо-акцентуированные личности –
импульсивны, сразу же дают понять, ситуация им не нравится, раздражаются, открыто требуют, конфликтуют, не отдавая отчёта о возможных последствиях. Причина раздражения может быть любая, от недооцененности руководителем до необходимости работать в праздничный день, из-за такой взрывчатости характера они вынуждены часто менять место работы.
Возбудимые личности прибегают к рукоприкладству и насилию, злость, которая нарастала внутри, усиливается и требует выхода. Моральная норма в их жизни не играют главенствующую роль. Будучи подростками, они часто конфликтуют с родителями, близкими, в школе, поэтому среди них часты побеги из дома.
Гипертимический темперамент –
помогает смотреть на жизнь оптимистично. Гипертимикам сопутствуют творческие успехи, благодаря жажде жизнедеятельности их достижениям в карьере тоже можно позавидовать. Это блестящие собеседники, любящие и умеющие быть в центре любой компании, они всегда ищут что-то новое, идеи, ассоциации, прожекты, с ними интересно, они остроумны. Бывает, что акцентуация выражена слишком ярко в характере человека, и тогда это портрет уже совсем другого человека. Чрезмерная веселость позволяет им проходить мимо серьезных, печальных событий, они способны утратить чувство долга, способность к раскаянию, могут нарушать этические нормы.
Дистимическая личность (в более резком проявлении становится субдепрессивной) –
это противоположность гипертимической личности. Люди этого темперамента серьёзны, скорее, пессимисты, печальными, грустными сторонами жизни они интересуются больше, чем радостными и оптимистичными. Склонны к реактивной депрессии. В компаниях, в обществе людей почти не ведут общих бесед, только иногда вставляют свои замечания. Серьёзны, с формировавшейся этической позицией.
Циклотимическая акцентуация (аффективно-лабильный темперамент) –
необычна тем, что она позволяет личности варьировать своё поведение от состояния, свойственного гипертимической акцентуации и дистимическому темпераменту. Эти два полюса сменяют друг друга. Радостные события вызывают у циклотимиков не просто радость, а прилив сил и энергии, жажду деятельности. А печальные влекут за собой подавленность, грусть, замедляют реакции и мышление.
Такие личности как хамелеоны, принимают облик той среды, где находятся. Если это веселое общество, где слышны шутки и смех, то они будут на коне, заводилами и душой компании. Если это серьезное и строгое собрание, то они будут самыми молчаливыми.
Аффективно-экзальтированный темперамент –
предполагает проявление реакций большей интенсивности, чем у всех вышеперечисленных типов темперамента. Экзальтированно-аффективные личности легко приходят в состояние восторга благодаря радостным событиям и так же легко в отчаяние, от невеселых новостей. Свойственная этой акцентуации экзальтация чаще бывает следствием альтруистических побуждений. Эти личности очень привязаны к друзьям, близким, радуются и переживают чужие достижения и, наоборот, промахи, как свои. Такие люди любят природу, искусство, музыку, всё, что будит их чувства, эмоции, гармонию во всём. Они же испытывают жалость к лишённым крова людям, к пострадавшим или бездомным животным способна не просто расстроить, привести к отчаянию. Чужие неудачи могут ощущаться ими тяжелее чем свои. Этот темперамент часто достаётся художникам, поэтам.
Тревожные личности –
сталкиваются со страхом еще в детстве. Дети с тревожно-боязливым темпераментом боятся засыпать в темноте, в пустой комнате, они вообще боятся незнакомых помещений. Боятся собак, грозы, сверстников, учителей. Таких детей часто преследуют в школе, не дают им прохода, издеваются, выбирают их мишенью для довольно злых шуток. Вырастая, люди этого темперамента не могут отстоять собственное мнение, свою позицию, особенно если в споре им достаётся энергичный противник, они сникают, робеют.
Эмотивные личности –
характеризуются К. Леонгардом как чувствительные натуры. Их волнует всё, что замешано на тонких материях, душа, гуманность, доброта. Личности эмотивного темперамента не впадают в крайние реакции, как аффективно-экзальтированные, их реакции более мягкие, в народе их называют добросердечными. Они могут растрогаться от романтичного фильма, любят природу, искусство. Все, о чём они говорят, отражает их мимика, они могут заплакать, рассказывая грустную историю, и плакать от смеха. Родителям эмотивных детей нужно следить за выбором книги или фильма для ребёнка, так как такие дети очень чувствительные натуры, и сильное потрясение может довести их до депрессии. Эмотивная личность абсолютно адекватно реагирует без часто сменяемых настроений, что отличает её от циклотимической личности. Эмотивный человек не может заразиться от других весельем, как и грустью, для него имеет значение только само переживание.
А. Личко занимался классификацией акцентуаций характера у подростков.
Он выделил следующие типы подростковых темпераментов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Гипертимный подросток –
с детства подвижен, общителен, самостоятелен, любит озорство, не соблюдает дистанцию со взрослыми, в компаниях сверстников стремятся к командованию ими. При поступлении в школу дети с хорошими умственными способностями испытывают определенные сложности, связанные с неусидчивостью, за что от учителей нередко получают дисциплинарные взыскания. Процесс обучения у них идёт очень неровно, пятёрки, двойки, всё из-за неспособности сосредоточиться на планомерном труде.
Гипертимные подростки почти всегда пребывают в хорошем, солнечном настроении, которая омрачается вспышками агрессии и гнева на любое противодействие взрослых. Неконтролируемые вспышки раздражения учащаются при попытке подчинить жизнь подростка дисциплине и расписанию школьного режима.
Гипертимы – обладатели хорошего сна и здорового аппетита. Вынужденное безделье переносят с трудом.
Циклоидный тип –
в детстве не отличается от других детей. Пубертатный период сопровождается апатией и раздражительностью. Утро начинается с упадка сил, привычные действия, которые ранее не требовали усилий, теперь требует большой сосредоточенности. Подросток становится замкнутым, избегает компаний сверстников, труднее учиться, падает аппетит, появляется сонливость, окружающая жизнь рисуется ему в черных красках. Но эта фаза заканчивается и сменяется на обычное, или, наоборот, на состояние подъема.
Лабильная акцентуация –
в детстве может сопровождаться склонностью к невротическим реакциям (у некоторых детей). Дети этого темперамента часто болеют, ангины и всевозможные простуды характеризуются затяжными действиями. Если для всех подростков свойственная перемена в настроении, то для лабильно акцентуированных тем более. Нехорошее слово, сказанное им, непогода, порвавшаяся сумка способны изменить его настроение до уныния. И наоборот, хорошая новость, новые ботинки, комплимент, могут сильно поднять настроение. Настроение подростка не просто часто меняется, от него зависит всё – самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, будущее представляется то унылым, серым, то радужным и прекрасным. Подростки с лабильной акцентуацией вопреки кажущемуся легкомыслию, способны на привязанность, любовь и дружбу, но только в том случае, если чувствуют от близких искреннюю любовь и заботу.
Астено-невротический тип –
это точка соприкосновения психопатии и области неврозов. Подростков с невротической акцентуацией с детства могут страдать плохим сном с ночными страхами, снижением аппетита, энурезом, заиканием. Все эти симптомы нивелируются с наступлением полового созревания. При другом варианте развития событий детская невропатия переходит в астено-невротическую акцентуацию, с повышенной раздражительностью и утомляемостью. Умственные занятия особенно утомляют таких подростков, физические нагрузки показаны, а вот физическое переутомление недопустимо. Для подростков характерна смена настроения, от раздражения, которое вызывает тот, кто оказался в этот момент рядом, до раскаяния со слезами. Подростки этого типа не устраивают побегов из дома, отсутствуют нарушения в поведении, алкоголизация. Испытывают зависимость настроения от самочувствия, страдают отсутствием полноценного сна ночью и сонливостью днем.
Сенситивный тип –
на эту акцентуацию обращали внимание и Э. Кречмер, и П. Ганнушкин. Руководства по детской психиатрии обходят этот тип своим вниманием стороной. Сенситивная акцентуация формируется поздно, поэтому не вполне может быть отнесена к подростковому периоду. Страхи таких детей, это их боязнь темноты, животных, больших компаний, одиночества, риска, новой обстановки. Они застенчивы, но с теми, кто входит в их круг окружения и доверия, эти дети общительны. Им интереснее играть с маленькими детьми, чем с одногодками. Вообще предпочитают лепку, рисование, тихие игры. Слушаются взрослых, домоседы. В подростковом возрасте стремятся следовать жизни и привычкам взрослых. Становятся очень ответственными, с пониманием чувства долга, с высокими морально-этическими требованиями к себе и окружающим. Хотят самоутвердиться не в тех областях, где могут добиться успеха, а наоборот, в тех, где чувствуют свою неуверенность. По натуре стеснительные и робкие, пытаются выглядеть развязными. Увлечения сенситивных подростков находятся в сфере искусства – рисование, шахматы, музыка, в сфере природы – разведение цветов, птиц.
Психастенический тип –
Это область, как и в предыдущем случае, где неврозы и психопатии тесно соприкасаются. Ребёнок психастеник пуглив, робок, физически неловок, страдает фобиями – страх запертых дверей, незнакомых людей и помещений. Тяжело переживают первые школьные годы в начальной школе, когда у ребенка есть страх не соответствовать возложенным на него чаяниям родителей. В подростковом возрасте все события анализируются, включая своё Я, нерешительны, очень мнительны. В основном, боятся того, о чём думают, накручивая себя, о том, что могло бы быть. Чтобы защититься от постоянной тревоги (например, за жизнь матери), придумывают себе оберегающие их ритуалы, приметы. Физическое развитие проходит тяжело, спорт даётся подростку плохо.
Шизодидный тип –
трудность в установлении контактов, замкнутость, небольшая потребность в общении. Такой ребенок поражает всех способностью играть одному, без общества других детей, стремится к общению со взрослыми, любит слушать их разговоры.
У подростков все эти черты проявляются гораздо интенсивнее. Попытки наладить общение со сверстником очень часто сводятся к моральному истощению подростка, и попытка заканчивается ничем, потому что, например, он не знает, что еще сказать или спросить. Страдает от недостатка интуиции и понимания ситуации, когда лучше начать разговор и как, когда его лучше закончить, неприязненно или наоборот, с симпатией, относится к нему его собеседник, всё это делает общение почти невозможным. Подросток с шизоидной акцентуацией не умеет сопереживать другому, поэтому их поступки могут трактовать как жестокие, хотя это результат всего лишь неспособности почувствовать страдания другого.
Подросток шизоид это вещь в себе, он редко раскрывается, хотя может это сделать перед незнакомым ему человеком, который чем-то ему понравился, но, в основном, сложен для понимания даже для близких ему людей. Свои увлечения находит среди эстетических и интеллектуальных вещей. Это книги, чтение определенного отрезка в истории, определенного автора, одного автора в литературе. Увлечения могут быть достаточно редкими и нераспространенными. Изучение китайского языка, санскрита, органной музыкой. Всё это делается исключительно для себя, никогда не напоказ.
Эпилептоидный тип –
С первых лет жизни такие дети могут плакать без остановки. Это бесконечные капризы, которые изводят родителей. Могут обнаружиться и садистскими наклонностями – мучить животных, дразнить и издеваться над слабыми. В детской компании это маленький диктатор, либо всё будет по его, либо никак. Такой ребенок как взрослый бережливо относится к одежде, игрушкам, ко всему своему.
В первых младших классах школы они очень скрупулезны, аккуратны в ведении тетрадей и выполнении домашних заданий, эта аккуратность может стать и самоцелью.
В подростковом периоде проявляется смена настроений, апатия и безделье могут захватить подростка полностью.
Очень ревнивы. Склонны к алкоголизации, способны пить до полной потери сознания.
Отношения с родными могут быть достаточно тяжелыми, эпилептоидные подростки требуют своих прав, свобод, своего жилища и имущества.
В компаниях хотят властвовать, поэтому подбирают сверстников младше, слабее.
Почти всем подросткам этого типа нравятся азартные игры. Их привлекает материальное обогащение, поэтому среди них много коллекционеров. В сферу увлечений также входит всё, что сулит определенную выгоду, ювелирное дело, например.
Это приверженцы правил и порядка, им чужды пустые мечтания, они хотят жить реальной жизнью.
Истероидный тип –
всё должно быть сосредоточено на нем, это жажда восхищения, почитания, сочувствия, удивления. Главное, отчего страдают такие личности – невнимание. Будучи детьми, они не выносят, если внимание уделяется кому-то другому. Они с удовольствием читают стихи перед взрослыми, танцуют, поют, и часто делают это очень хорошо и артистично. Успехи в учёбе в младших классах могут расти прямо пропорционально тому, ставят ли их старшие в пример или нет.
Подростками могут быть склонны к псевдосуицидам, к шантажу получения желаемого путём угроз расстаться с жизнью. Все эти попытки суицида рассчитаны на своевременное получение помощи, либо на изначальную их безопасность. Настоящей причиной часто является не неудачная любовь, а уязвленное самолюбие и страх потерять авторитет в глазах окружающих.
Родители подростка могут столкнуться с его прогулами, нежеланием учиться и работать. Это происходит в том случае, если не хватает способностей занять заметное место среди однокашников или коллег, а довольствоваться малым подростку не хочется. Побеги из дома также могут являться проблемой для его семьи. Обычно это происходит как реакция на наказание такого ребёнка или подростка. Убежав, они, скорее всего, будут там, где их быстрее найдут.
Любит фантазировать, с удовольствием делиться своими фантазиями с окружающими, собственно говоря, для них и придуманными. Увлечь такого подростка может лишь то, что привлечёт к нему внимание остальных. Все виды искусства, пользующиеся популярностью среди молодёжи этого круга.
Неустойчивый тип -
непослушные дети, не любят и боятся наказаний, легко подчиняются сверстникам, непоседливы. Категорически не хотят учиться в школе. Родители вынуждены их контролировать и проверять выполнение домашних заданий. Легко отвлекаются, отлынивают при малейшем поводе от занятий, слишком велика их тяга к развлечениям и праздности. Моделью для подражания выбирают определенных авторитетов. Рано могут начать курить. Подростками очень хотят освободиться от опеки, он родительских нравоучений. Беды семьи их не касаются. Плохо переносят одиночество, поэтому их сильно привлекают уличные компаниии, где подчиняются лидерам. К увлечениям можно отнести компьютерные развлечения, тягу к автомобилям и мотоциклам, любовь к скорости.
Живут только сегодня, не строя никаких планов на завтра. Опасность алкоголизма и наркотизации.
Конформный тип –
с детства очень сложно определить эту акцентуацию, так она ярко проявляется только в подростковом возрасте. Конформный подросток во всём предпочитает стабильность. В классе, в компании, в жизни. Если перед ним встаёт выбор учебного заведения, подросток выберет то, куда пойдут учиться его друзья. Быть изгнанным из привычной для него группы – это трагедия. Он хочет быть как все, жить, как все, в моде, в своих увлечениях, в манере держаться. Но если появляется некая новая мода, то конформный подросток будет среди первых ее хулителей.